Интервью с Малецким А.Ю.Кандидат медицинских наук, эксперт в области
УЗИ - исследований
Здравствуйте, Эдуард Юрьевич. Не могли бы вы немного рассказать о себе и том, чем занимаетесь.
Добрый день. Я, Малецкий Эдуард Юрьевич, доцент кафедры лучевой диагностики лучевой терапии СГЗМУ имени И.И. Мечникова.
Наша кафедра является старейшей в мире. Недавно мы отметили столетие. И, кроме непосредственно лучевых методов, мы проводим обучение по самым различным направлениям ультразвукового исследования.
Ультразвук – одно из наших важнейших направлений. В своей практике мы используем совершенно различные методики. Классические:
• УЗИ брюшной полости;
• УЗИ щитовидной железы;
• УЗИ молочной железы.
Также мы применяем редкие методики, такие как:
• УЗИ опорно-двигательного аппарата;
• УЗИ периферических нервов;
• УЗИ сосудов;
• Эхокардиография.
Какие занятия вы проводите в этом кабинете?
Мы сейчас находимся в одном из практических кабинетов кафедры, где проходят занятия со слушателями. Помимо академического обучения, которое представлено самым широким спектром тем лекций, важна практическая часть с возможностью проведения мастер-классов, практических занятий. В последнем случае проводятся реальные ультразвуковые исследования в небольших группах, состоящих из 5-9 человек.
Наша кафедра проводит первичную подготовку специалистов, когда к нам приезжают начинающие врачи, а также врачи других специальностей, делающие первые шаги в освоении ультразвуковой диагностики. Также мы занимаемся переподготовкой и повышением квалификации профильных специалистов.
Эдуард Юрьевич, а насколько много практики в принципе у студентов?
Хотелось бы всегда практики побольше. И в последнее время мы сильно изменили формат подачи материала на кафедре, уйдя от классического академического в пользу формата Skill (навык). Сегодня мы не просто рассказываем о методиках УЗИ-исследований и показываем их на примерах, но и предлагаем слушателям самим в них поучаствовать.
Практическая часть должна занимать не менее половины от всего учебного процесса. Не всегда это возможно, особенно в больших университетах. Много зависит от технического университета. Например, если цикл состоит из 50-60 человек, то для проведения занятия в формате Skill нужно иметь по одному сканеру на 5-6 слушателей. Или проводить занятия по очереди, что занимает немало времени.
Практические занятия в последипломном образовании должны занимать значительную часть учебного процесса. Просто рассказать теорию недостаточно. Поставить датчик на пациента недостаточно. Потому что будет масса артефактов. Для их устранения необходимо менять массу настроек. А, чтобы слушатели научились это делать, нужно показать на реальных примерах массу деталей, которые можно передать только из уст в уста от учителя к ученику.
Эдуард Юрьевич, у вас стоит CHISON QBIT 11. Почему именно его выбрали для учебного процесса?
Этот сканер даёт неплохую картинку. Поделюсь личными впечатлениями. Я не могу сказать, что проанализировал абсолютно весь рынок. Но совершенно точно могу сказать, что этот сканер позволяет показать то, о чём я говорю на лекциях.
Этот сканер даёт неплохую картинку. Поделюсь личными впечатлениями. Я не могу сказать,
что проанализировал абсолютно весь рынок.
Но совершенно точно могу сказать, что этот сканер позволяет показать то, о чём я говорю на лекциях.
Работая на сканерах экспертного класса, я постепенно собираю изображения, кинопетли, видео для лекций. На занятиях я предоставляю максимально качественные изображения, качественные видео. И вот ситуация, когда ты на лекции показал одно, а на практической части этого не смог вывести, потому что аппарат низкого уровня, совершенно недопустима. Это сильно подрывает учебный процесс.
Поэтому вести практическую часть я соглашаюсь на тех аппаратах, которые способны выдавать высокое разрешение. CHISON QBIT 11 позволяет мне на практической части вывести любые сухожилия, связки, нервы. А я специализируюсь, в основном, на УЗИ опорно-двигательного аппарата.
Но и во время других исследований нам удаётся получить достойные изображения, реально подтверждающие весь преподнесённый слушателям лекционный материал. То есть большое разнообразие различных опций, различных настроек позволяют очень широко преподавать практическую часть.
Эдуард Юрьевич, такой вопрос. Какими знаниями нужно обладать, чтобы начать работать на QBIT 11? И как быстро студенты осваивают этот аппарат?
Чтобы начать работу на QBIT 11, как и в принципе на любом ультразвуковом сканере, необходимо знать физику ультразвука: каким образом формируется изображение, какие существуют артефакты, какие есть мануальные и технические методы их устранения.
Начинающему врачу также нужно знать анатомию и порядок сканирования областей. Если же врач с опытом, то на таком аппарате можно начинать работать сразу после освоения инструкции. В моей практике была ситуация, когда этот аппарат привезли на приём и я практически сразу начал на нём работать, разобравшись в его интерфейсе уже по ходу приёма. В целом он меня приятно удивил простотой навигации, которая
во многом будет понятна каждому опытному врачу.
Дело в том, что, если вы хорошо знаете аппарат и все его возможности, вы можете быть уверены в том, что действительно правильно обследовали пациента. Потому что иногда мы проводим качественную оценку, а её можно проводить только при полной уверенности в правильной настройке изображения и включении всех необходимых опций.
Эдуард Юрьевич, а есть какие-то опции на аппарате QBIT 11, которые позволяют ускорить процесс ультразвукового исследования?
Да, этот аппарат обладает всем необходимым набором опций, характерных для УЗИ-сканеров экспертного класса. То есть здесь есть та же опция автооптимизации, позволяющая оптимизировать изображение по всей его глубине и ширине нажатием одной клавиши. Присутствует опция выведения текста. Она очень удобная и реально ускоряет процесс исследования. Немало времени экономит опция автоматических измерений.
И последний вопрос. Я знаю, что вы уже работали на QBIT 11 в частной практике. Какие у вас впечатления от работы на этой машине?
QBIT 11 хороший аппарат. Качество аппарата я оцениваю по своему физическому состоянию после плотной серии приёмов. Когда ты смотришь за смену порядка 15-20 пациентов, то для тебя очень важно, насколько легко работать.
Этот аппарат позволяет без лишних усилий получать качественную картинку, облегчая нагрузку на врача. Почти во всех случаях удаётся получить сразу с небольшими настройками все нужные срезы, все нужные изображения. И в этом отношении я бы охарактеризовал этот аппарат
на твёрдую пятёрку.
Эдуард Юрьевич, спасибо за ответы. Надеемся на то, что студентам вашим машина тоже понравится. И на то, что будем с вами сотрудничать дальше. Всего вам наилучшего в процессе работы и в процессе обучения!